Профильное обучение

Профильное обучение – это фактор и условие дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать потребности и способности учащихся, создавая возможности для их обучения в соответствии с  профессиональными интересами и намерениями  на продолжение образования. Оно создает предпосылки  для реализации  личностно ориентированного  образовательного процесса. При этом  построение  индивидуальной образовательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возможностей  учащихся, которые должны сами определить направления обучения в конкретной  предметной области.

В процессе профильного обучения у учащихся формируются такие профессиональные качества личности, как системное творческое мышление, способность к критической оценке и самооценке, рефлексия, мотивация учения;  социально значимые личностные качества (патриотизм, гражданская ответственность, трудолюбие); информационная и коммуникативная культура, культура предпринимательства.

Качество профильного обучения  учащихся во многом определяется его психолого-педагогическим сопровождением.

Цель психолого-педагогического сопровождения профильного обучения – выявление, развитие и реализация  профессионально-психологического потенциала учащихся, т.е. профессионально значимых качеств личности, ключевых квалификаций, компетенций, профессиональных и личностных интересов, ценностей, мировоззренческих взглядов, а также  профессионально-этических норм, которые будут определять эффективность их  профессиональной жизнедеятельности.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения профильного обучения учащихся:

– осуществление мониторинга интересов, склонностей, образовательных потребностей учащихся III ступени общего среднего образования;

– реализация принципов дифференциации и индивидуализации в  образовательном процессе на основе предоставления учащимся возможностей построения индивидуальных  образовательных маршрутов с учетом  профессиональных интересов;

– расширение возможностей  социализации учащихся на основе реализации принципа преемственности между общим средним и профессиональным образованием;

– формирование и развитие у учащихся ценностных ориентаций в сфере профессиональной деятельности, творческой самостоятельности, активности, исследовательских компетенций, обеспечивающих выпускнику возможности жить, трудиться, непрерывно совершенствоваться, быть конкурентоспособным на  современном рынке труда;

– повышение уровня мотивации  учащихся для получения качественного образования.

В русле гуманистического подхода психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения должно соответствовать ряду требований:

1) следовать за естественным развитием личности учащегося;

2) обеспечивать условия для самостоятельного творческого освоения учащимися системы отношений с  миром и самим собой;

3) обеспечивать в рамках объективно данной учащемуся социально-педагогической среды условия для его  максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.

Особенность профильного обучения такова, что оно предполагает наличие  широкого спектра индивидуальных  образовательных программ для более  полного удовлетворения интересов, способностей и склонностей учащихся с учетом их образовательных и профессиональных  запросов, соответствующих потребностям

современного рынка труда. С этой целью необходимо максимально использовать возможности не только данного учреждения  общего среднего образования, но  и учреждений дополнительного образования детей и молодежи, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, подключать к  данной работе специалистов разных  профессий, родительскую общественность, государственных служащих. Такая системная совместная деятельность призвана обеспечить успех в решении тех задач, которые являются приоритетными для  профильной школы.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения  профильного обучения являются:

– психологическая диагностика учащихся, направленная, в первую очередь, на выявление уровня сформированности у учащихся представлений об особенностях выбора будущей профессиональной деятельности; она определяет характер  ожиданий учащимися  помощи специалистов и их поддержки в профессиональном самоопределении;

– консультационная работа с педагогами и родителями, которая  призвана оказать им содействие в  определении эффективных путей разрешения совместно с учащимися  трудностей в их профессиональном определении, скорректировать субъект – субъективные отношения в  процессе решения учащимися  вопросов выбора;

– методическая работа, направленная  на оказание действенной помощи педагогическим работникам со стороны директора, его заместителей, методической службы, опытных  коллег в вопросах профессионального развития, теоретической и методической подготовки с учетом особенностей допрофильной и профильной  подготовки учащихся;

– профилактическая работа, осуществляемая педагогом-психологом и  педагогом социальным и направленная, прежде всего, на оказание  поддержки каждому учащемуся в его  личностном развитии и проектировании профессионального будущего;

– коррекционно-развивающая работа, которая проводится с учащимися, испытывающими трудности в профессиональном самоопределении, и призвана развивать их профессиональные интересы на основе выявленных реальных возможностей и  способностей личности;

– аналитическая работа, направленная на изучение  созданных условий, организации психолого-педагогической помощи учащимся, ее результатов  в контексте допрофильной и профильной подготовки учащихся; готовности подростка к осознанному выбору профессии, продолжению образования; на оценку эффективности и коррекцию данного вида совместной деятельности.

Процесс психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки  и профильного обучения ориентирован на становление уникальности  личности каждого учащегося, приоритеты личностного развития (когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личностных качеств ребенка), непрерывность, автономность и мультидисциплинарность, позволящие осуществлять межпрофессиональное взаимодействие разных специалистов  (учителя, педагога-психолога, педагога социального, учителя, который выполняет обязанности классного руководителя, воспитателя и др.).

Ожидаемым результатом такого взаимодействия, безусловно, становится  повышение уровня осознанности профессионального самоопределения учащихся, а также сформированность у них психологических умений, личностных качеств, необходимых для успешного саморазвития как труженика и гражданина своей  страны.

В процессе психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся важным является реализация принципов системности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что позволит избежать фрагментарности проводимой работы, дублирования ее видов и форм.

Педагог, преподающий в классах допрофильной подготовки и профильного обучения:

– владеет содержанием преподаваемого учебного предмета на повышенном уровне;

– разрабатывает и реализует индивидуальный профессиональный  маршрут (занимается самообразованием) с учетом организации допрофильного обучения и профильной  подготовки учащихся;

– осуществляет тактическое планирование по введению профильного обучения на уровне образовательных областей и отдельных учебных предметов;

– проектирует образовательный  процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения и  поддержание творческого начала в деятельности учащихся, развитие  навыков исследовательской деятельности;

– определяет логику преподавания учебного предмета, исходящую из  потребностей и возможностей учащихся конкретного профиля;

– оказывает помощь классному руководителю, учащимся и их родителям в  разработке индивидуального образовательного маршрута обучающегося;

– использует многообразие видов и  форм совместной с учащимися деятельности, электронные образовательные ресурсы в процессе  преподавания учебного предмета;

– осуществляет совместную с учащимися творческую деятельность (проектную, поисковую, исследовательскую), направленную на развитие их  социально значимых личностных качеств;

– осуществляет мониторинг  личностного развития учащихся, прогнозирование трудностей, определение их  причин и путей исправления (упреждающий мониторинг); 

– содействует средствами учебного предмета профессиональному  самоопределению учащихся, поддерживает у них интерес к избранной сфере деятельности;

– развивает у учащихся мотивацию достижения успеха в различных  видах деятельности, в частности в  освоении содержания предмета на  повышенном уровне.

Педагог, который выполняет обязанности классного руководителя, в первую  очередь призван обеспечить взаимодействие директора учреждения образования  и его заместителей, педагогов-предметников, педагога-психолога, социального педагога, родителей учащихся по психолого-педагогическому сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. данная система включает просвещение, консультирование, коррекцию, профилактическую работу и  охватывает всех субъектов образовательных отношений.

Работая с классным  коллективом и  каждым учащимся, классный руководитель:

– изучает индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития; выявляет специфику, определяет состояние и перспективы развития классного коллектива;

– выявляет интересы,  склонности, образовательные запросы учащихся; определяет направления образовательной деятельности в условиях профильного обучения;

– оказывает педагогическую помощь каждому учащемуся с целью его  успешной адаптации к особенностям допрофильной подготовки и  профильного обучения;

– устанавливает атмосферу взаимопонимания и доверия в системе «учитель – ребенок – родитель»;

– проводит мониторинг по изучению и выявлению образовательных  запросов учащихся;

– формирует у учащихся эмоционально-положительное отношение к  образовательной деятельности (учит эффективным приемам учебной  деятельности; поощряет успехи учащихся; оказывает помощь в адекватном применении каждым из них своих индивидуальных возможностей, в  выборе факультативных занятий, профиля обучения; поддерживает у учащихся интерес к участию в  различных видах внеучебной предметной  деятельности; создает условия для развития  познавательных интересов и  нравственных ценностей); 

– развивает у обучающихся  навыки общения;

– проводит системную работу по  профессиональной ориентации учащихся (тематические классные часы; экскурсии на производство; встречи с представителями разных  профессий; посещение учебных заведений региона, выставок;  тематические конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет, видеороликов);

– содействует получению учащимися  дополнительного образования посредством вовлечения их в систему кружковой работы (клубы, секции, объединения), организуемую как в  учреждении общего среднего образования, так и в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи по месту жительства;

– осуществляет диагностику и оценку готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения как ключевого этапа самообразовательной деятельности;

– проводит групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения учащимися, связанного с выбором профиля обучения;

– ведет карту личностного развития учащихся.

Работа классного руководителя с  педагогами, преподающими учебные предметы в данном классе, включает:

– проведение индивидуальных  консультаций  с педагогами по вопросам успешности учащихся в  овладении  содержанием учебных  предметов;

– оказание педагогам помощи в  изучении личностных особенностей учащихся, их возможностей, интересов и склонностей;

– вовлечение педагогов в проведение  совместных внеучебных тематических мероприятий.

Работа с родителями учащихся направлена на:

– организацию родительского  лектория;

– проведение тематических классных родительских собраний, на которых  рассматриваются вопросы особенностей  организации допрофильной  подготовки учащихся и профильного обучения, значимости взаимодействия учреждения образования и  семьи в выборе ребенком  профессиональной траектории; осуществляется знакомство с образовательной  картой региона, республики, перспективными профессиями и др.;

– налаживание и поддержание связи  семьи и учреждения образования не  только в целях координации  образовательного процесса, но и в профориентационных целях;

– организацию  и проведение совместных тематических профориентационных мероприятий с учащимися и  их родителями;

– привлечение к профориентационной работе родителей учащихся, профессионалов в своей сфере деятельности;

– осуществление индивидуального консультирования родителей по вопросам личностного развития  учащихся, коррекции взаимоотношений  в системе «родитель – ребенок», поддержания и развития у учащихся профессиональных интересов.

Профильное обучение

АРХИВ НОВОСТЕЙ

АНОНС

АНОНС

Сертификат соответствия

Сертификат соответствия

СЕРТИФИКАТ

СЕРТИФИКАТ

Гордость гимназии

СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ

СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ

Welcome to Gymnasium №1

Welcome to Gymnasium №1

Welcome to Novogrudok

“Чытаем па-беларуску з velcom”

“Чытаем па-беларуску з velcom”

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

«ВЫБИРАЙ.BY!»

«ВЫБИРАЙ.BY!»

ПРОГНОЗ ПОГОДЫ

Февраль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728  

Анкета для учащихся

Анкета для учащихся

Анкета для родителей

Анкета для родителей

Счетчик посещений

Flag Counter
Besucherzahler
счетчик посещений
Гимназия №1 г.Новогрудка