Психологическая помощь

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма. 
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие. 
Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь. 

С целью поддержания положительного эмоционального состояния учащихся и родителей психологической службой в течении предэкзаменационного периода будут проводится консультации по данному вопросу: эмоциональное состояние учащихся и родителей в период сдачи экзаменов, выбор профессии, особенности психологической подготовки учащихся и т.д.

График консультаций

для учащихся 9, 11 классов

Темы консультаций Дата проведения Время консультации
1. «Выбор профессии – серьезный вопрос!» 16.05.2017 15.00 – 15.45
2. «Стресс и экзамены» 20.05.2017 11.30 – 12.15
3. «Как успешно сдать экзамены?». 23.05.2017 15.00 – 15.45
4. «Я и экзамен: кто кого?» 26.05.2017 15.00 – 15.45
5. «Психологические особенности памяти и внимания в ситуации стресса». 30.05.2017 15.00 – 15.45
6. «Психологическая подготовка к экзаменам и ЦТ». 02.06.2017 11.00 – 12.00
7. «Формула успеха при подготовке к экзаменам». 05.06.2017 11.00 – 12.00
8. «На пороге взрослой жизни» 08.06.2017 11.00 – 12.00
9. Консультации по запросу Май-июнь 2017г.

График консультаций

для родителей учащихся 9, 11 классов

Темы консультаций Дата проведения Время консультации
1. «Как помочь ребенку сдать экзамены?» 20.05.2017 11.30 – 12.15
2. «Роль родителя в период сдачи подростком экзаменов» 27.05.2017 11.30 – 12.15
3. «Шпаргалка для родителей» 03.06.2017 11.00 – 12.00
4. «Мой ребенок выпускник» 07.06.2017 11.00 – 12.00
5. Консультации по запросу Май-июнь 2017г.

Советы психологов при подготовке к экзамену

Советы родителям по подготовке учащихся к экзаменам:

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей.

        – Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

     – Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».

        – Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

        – Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

        – Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

        – Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

        – Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок.

        – Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

        – Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

        – Не критикуйте ребенка во время экзамена.

     – Помните: главное – снизить напряженность и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.

Советы выпускникам:

    Подготовка к экзамену.

        – Подготовьте место для занятий: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

        – Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета (они повышают интеллектуальную активность). Для этого достаточно картинки в этих тонах.

        – Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы.

        – Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего.

        – Чередуйте занятия и отдых: 40 мин. занятий, 10 мин. – перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

        – Оставьте 1 день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.

     Накануне экзамена.

        – Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять, напротив, вечером совершите прогулку, перед сном примите душ.

        – На экзамен вы должны явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 мин. до начала экзамена.

Советы выпускникам: 

Во время тестирования.

       – Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.

       – Внимательно прочитайте вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.

       – Если не знаете ответ на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого! Отвечайте на те вопросы в задании, в которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на те, которые могут вызвать долгие раздумья.

       – Научитесь пропускать трудные и непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми Вы обязательно справитесь.

       – Думайте только о текущем задании! Когда Вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем.

       – Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.

       – Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

       – Если не уверены в выборе ответа, доверьтесь интуиции.

Общие рекомендации выпускникам

         Экзамен – ситуация, которая у большинства людей связана с сильным физическим и эмоциональным напряжением. Другими словами – это просто стресс. Как легче преодолеть экзаменационное испытание?

Специалисты советуют:

  1. Развивайте уверенность в себе. У вас все получится, в любых ситуациях, вы найдете выход, сможете найти знания для ответа даже на тот вопрос, который не успели повторить.
  2. Планируйте свое будущее независимо от результатов сданного экзамена. Плохо сданный экзамен – это не конец света, это также позитивный опыт, возможность проанализировать свои неэффективные действия и избежать их в будущем.
  3. В последние дни перед экзаменом старайтесь чрезмерно не переутомляться. За день до экзаменов работайте не больше чем 8 часов, иначе на сдачу экзаменов энергии у вас не останется. Научитесь расслабляться, делайте паузы в работе, слушайте спокойную музыку.
  4. Обратите внимание на приметы чрезмерного стресса, который может вызвать неадекватную реакцию организма на поведение в сложной ситуации. 0Это – потеря аппетита или переедание, бессонница и постоянное чувство утомления, головная боль, плаксивость без всякой причины во время подготовки к экзаменам. В связи с этим необходимо принять меры по преодолению стресса. Напряжение хорошо снимается творческими занятиями в свободное время – рисованием (даже если вы рисуете плохо), можно сходить на выставку. Хорошо помогают занятия спортом, бассейн, массаж.
  5. Впечатлительным, тревожным ребятам желательно потренироваться сдавать экзамен заранее, лучше всего с малознакомым человеком, или представить в деталях все событие, и при этом не зацикливаться на каком-то одном моменте.
  6. Накануне экзамена. За ночь до экзаменов постарайтесь хорошо выспаться. По дороге на экзамен, не думайте про него.
  7. На экзамен старайтесь одеться в удобную, аккуратную одежду.
    Старайтесь, чтобы она не была новой, потому что неизвестно, как вы в ней будете себя чувствовать.

И ещё – перед экзаменом нужно обязательно хорошо выспаться!

Памятка «Психологическое сопровождение ЦТ»

  • Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ЦТ? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой;
  • Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах такая же трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому? Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы  и в этот раз?
  • Осознай, кто бы мог тебе помочь в ситуации подготовки к ЦТ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении  по поводу предстоящего события;
  • Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний;
  • Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению централизованного тестирования, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей;
  • Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию;
  • Используй такие формулы самовнушений:

            Я  УВЕРЕННО  СДАМ  ЦТ

               Я  УВЕРЕННО  И  СПОКОЙНО  СПРАВЛЮСЬ  С  ЗАДАНИЯМИ

               Я  С  ХОРОШИМ  РЕЗУЛЬТАТОМ  ПРОЙДУ  ВСЕ  ИСПЫТАНИЯ

               Я  СПОКОЙНЫЙ  И  ВЫДЕРЖАННЫЙ  ЧЕЛОВЕК

               Я  СМОГУ  СПРАВИТЬСЯ  С  ЗАДАНИЕМ

               Я  СПРАВЛЮСЬ

               Я  ДОЛЖЕН  СДЕЛАТЬ  ЭТО…

   Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть уверенным, спокойным и мобильным.


Психологическая подготовка к экзаменам

Мышечная релаксация

        В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:

1)осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;

2)каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь- прочувствовать-расслабить»;

3)напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.

Можно работать со следующими группами мышц:

  • лица (лоб, веки, губы, зубы);
  • затылка, плеч;
  • грудной клетки;
  • бедер и живота:
  • кистей рук;
  • нижней части ног.

Дыхательная релаксация

         Мобилизующее дыхание – удлиненный глубокий вдох (4 сек.), пауза длительностью в половину вдоха (2 сек.), короткий, громкий, энергичный выдох (2 сек.). Длительность вдоха превышает выдох приблизительно в два раза.

Успокаивающее дыхание – медленный глубокий вдох через нос, пауза в полвдоха, выдох длительностью 2 вдоха.

         Мобилизовать и успокаивать себя с помощью дыхания нужно научиться в любой ситуации и обстановке. Обычно эффект дают уже 4 такта дыхания. Количество таких тактов определяется индивидуально с учетом тренированности и состояния в конкретной ситуации.    

Медитация на предмет

В течение нескольких минут сконцентрировать свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете.

  • Записать 10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют удовольствие.
  • Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д.
  • Потренировать свою память, вспоминая 20 осуществленных вчера действий.
  • В течение двух минут запомнить те качества, которые вам больше всего в себе нравятся, и привести примеры каждого из них.
  • Выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.), положить его перед собой и попробовать в течение опре­деленного времени (не более 3-5 минут) удерживать все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривать, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли.

Питание

      Трёх-четырёхразовое, калорийное, богатое витаминами. Отдавать предпочтение молочным продуктам, рыбе, мясу, овощам, фруктам.

Улучшат память: морковь с растительным маслом (стимулирует обмен веществ в мозгу), стакан ананасового сока.

     Достичь творческого озарения, спровоцировать рождение гениальных идей, стимулировать нервную систему можно при помощи чая из тмина.

Успешно грызть гранит науки позволяют капуста (снимает нервозность) и лимон (освежает мысли, облегчает восприятие информации за счёт витамина С).

Хорошее настроение поддержат шоколад и «фрукты счастья» – бананы, содержащие необходимое мозгу вещество – серотонин.

        В период подготовки к экзаменам:

Мед, сухофрукты, зелень, капуста, свекла, морковь, хлеб с отрубями, горох и фасоль, различные морепродукты.

Приемы работы с запоминаемым материалом

      Группировка — разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. п.).

Выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы излагаемого в тексте, примеры, шиф- ровые данные, сравнения и т, п.).

План — совокупность опорных пунктов.

       Классификация — распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.

Структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое.

Схематизация (построение графических схем) — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.

  Серийная организация материапа — установление или построение различных последовательностей: распреде­ление по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т. д.

Ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности. 

Методы активного запоминания

Метод ключевых слов

      Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить – как вспомнится вся фраза.

Этот метод можно применить и при запоминании больших по объему текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой. Таким образом, формируется некоторый костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова.

Метод повторения ИАКорсакова

1.Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия, так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания.

2.Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:

1- й день -2 повторения;

2 – й день – 1 повторение;

3 – й день – без повторений;

4 – й день – 1 повторение;

5 – й день – без повторений;

6 – й день – без повторений;

7 – й день – 1 повторение.

3.Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз через 24 часа.

Комплексный учебный метод

     При комплексном учебном методе вся информация, например текст, запоминается целиком, а затем как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями воспринимаются быстрее и основательнее, а обязательное число повторений сокращается.

      При работе с большим объемом материала трудно хорошо запомнить текст как одно целое. В таком случае разбейте текст на достаточно большие разделы, объединенные одной темой. При первом воспроизведении повторяется уже выучен­ная часть и изучается вторая. При втором – повторяются первые части и заучивается следующая и т. д.

Как управлять своими эмоциями

   Можно разрядить свои эмоции, высказавшись тем людям, которые поймут и посочувствуют.

Если ты один, можешь поколотить подушку или выжать мокрое полотенце – это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.

Производи любые спонтанные звуки может быть «заперто» в горле.

Можно использовать такой прием, как дыхание уступами: три-четыре коротких выдоха подряд, затем такое же количество коротких вдохов.

Способы снятия нервно- психического напряжения

  • Аутотренинг (аутогенная тренировка)
  • Мышечная релаксация
  • Дыхательная релаксация
  • Медитация

Аутотренинг

Правила составления формулы аутотренинга:

  1. Все утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме. Употребление частицы «не» запрещается.
  2. Все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени. Нельзя употреблять слова типа «пытаться», «стараться».

Например, удачной будет такая формула: «Все хорошо в моем мире. Я уверен и спокоен. Я быстро вспоминаю весь материал. Я сосредоточен».

АРХИВ НОВОСТЕЙ

АНОНС

АНОНС

Сертификат соответствия

Сертификат соответствия

СЕРТИФИКАТ

СЕРТИФИКАТ

Гордость гимназии

Welcome to Gymnasium №1

Welcome to Gymnasium №1

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

«ВЫБИРАЙ.BY!»

«ВЫБИРАЙ.BY!»

ПРОГНОЗ ПОГОДЫ

Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Анкета для учащихся

Анкета для учащихся

Анкета для родителей

Анкета для родителей

Счетчик посещений

Flag Counter
Besucherzahler
счетчик посещений
темы для wordpress