ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

И Н Н О В А Ц И О Н Н Ы Й   П Р О Е К Т

 Внедрение модели  устноисторических исследований родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций учащихся

Сроки реализации: 2015-2018 гг.

Консультант: Савостенок Петр Николаевич, начальник центра дополнительного образования БГПУ им.М.Танка, кандидат философских наук, доцент

Устно-историческое исследование предоставляет широкие возможности в решении образовательных и воспитательных задач, стоящих перед современной школой. Краеведческая деятельность, в том числе и поисковая, предполагает не только познание и бережное  отношение к ценностям своего региона, но и призвана способствовать разработке и осуществлению на этой основе планов, которые направлены на прогрессивное развитие родного края.

Условиями для воспитания гражданственности и патриотизма являются:

  • осознание обучающимися сущности гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа;
  • воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь); органам государственной власти страны;
  • формирование у обучающихся морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитнику Отечества, воину; воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне;
  • пропаганда социально-экономических достижений белорусского государства;
  • формирование культуры мира, неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости;
  • развитие социально значимой деятельности обучающихся, педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического  самоуправления.

Актуальность проекта в том, что он отвечает потребностям сегодняшнего дня и через общее среднее образование содействует образованию единого воспитательного пространства. Это способствует процессу гражданско-патриотического и идейно-нравственного воспитания, формирует у обучающихся гражданские идеалы, которые служат показателем отношения личности к обществу.

Цель проекта: формирование социальных, гражданских, коммуникативных компетенций учащихся, формирование и развитие у обучающихся навыков исследовательской деятельности через познание родного края.

Задачи:

  • проанализировать имеющийся опыт работы по проблеме гражданского образования учащихся;
  • для достижения поставленной цели использовать историко – культурологический потенциал Новогрудчины с опорой на поисковые и исследовательские модели обучения;
  • выстроить модель взаимодействия педагогов, родительской общественности, социальных институтов по формированию гражданского самосознания, толерантности учащихся;
  • включить проекты устно-исторического исследования в образовательный процесс, в систему формируемых знаний и умений в предметных областях;
  • развивать исследовательские навыки обучающихся;
  • обобщить опыт работы педагогического коллектива по проекту и подготовить методические рекомендации по его распространению;
  • формировать имидж гимназии, молодежных общественных организаций и создавать условия для их инновационного развития.

Идеи, на основе которых «построена» модель:

  • приобщение учащихся к самостоятельному изучению различных источников по истории родного края, в том числе первоисточников-документов, реликвий истории семьи, народа, обращение к «устной истории»;
  • исследовательский, творческий подход к организации познавательной деятельности учащихся;
  • использование разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы, включая факультативные занятия; обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в деятельности учащихся;
  • единство учебного, внеклассного краеведения, связь с туризмом;
  • постоянные связи с краеведческими и другими общественными организациями, научными учреждениями, библиотеками, архивами, музеями;
  • участие в работе местной общественности, родственников учащихся.

В ходе реализации модели устно-исторических исследований у учащихся развиваются три уровня познавательной деятельности, которые будут способствовать формированию социально-гражданских компетенций:

  • первый уровень – получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации;
  • второй уровень – это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающих условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе устно-исторического исследования делают «открытия для себя», то есть, фактически, переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Кроме учебных пособий, источниками таких знаний могут быть научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, Интернет, где учащиеся знакомятся с непосредственными участниками событий далекого и близкого прошлого, а также наших дней;
  • третий уровень – изучение гимназистами истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес, когда учащиеся фактически выступают в роли «юных ученых – исследователей». Этой работой занимаются члены краеведческих кружков, клубов и ученических научных обществ.

Сочетание письменных источников и свидетельств современников (использование так называемой «устной истории») сегодня, в условиях демократизации всех сфер общественной жизни, открывает новые  возможности. Особенно это важно в «малых городах» (каковым является Новогрудок), где сама обстановка многолетнего проживания нескольких семейных поколений в данной местности способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Очень существенна выработка нравственной оценки событий, деятельности человека в истории в процессе диалога с разными людьми.

Функционирование модели устно-исторического исследования  позволит:

  • выявлять высокомотивированных учащихся с целью дальнейшего развития их исследовательских способностей;
  • формировать социальные и гражданские компетенции учащихся;
  • формировать познавательную мотивацию, без которой невозможно успешное обучение;
  • разнообразить работу по гражданскому, патриотическому воспитанию учащихся и их личностному развитию и успешной самореализации;
  • обеспечить непрерывное профессиональное совершенствование педагогического коллектива.

Таким образом, при внедрении в работу модели устно-исторических исследований будет использован «принцип маятника (или челнока)». Изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей своего города, района, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, области, они возвращаются к фактам истории родного, города, семьи. А также «принцип спирали», когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным историческим вопросам, событиям, фактам, шли бы из класса в класс, из года в год по восходящей, углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, применяя более сложные приемы и методы исследования.

Внедрение модели поможет учащимся глубже уяснить смысл, сущность важных юридических норм, включенных в Конституцию Республики Беларусь: статья 54 «Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности»,     статья 55 «Охрана природной среды – долг каждого».

Результаты работы будут отражены:

  • через выставки в гимназии или в местных культурных центрах;
  • через публикации в виде газетной статьи или брошюры;
  • через «образовательные подборки» для школ района;
  • через организации небольших передвижных выставок;
  • через показ слайдов с прослушиванием записей для пожилых людей, чтобы стимулировать их собственные воспоминания о прошлом местного сообщества;
  • через театральные постановки;
  • через выпуск календаря из старых фотографий;
  • через создание специального блога в Интернете;
  • через подготовку программ для местного радио, телевидения;
  • через создание документального видеофильма.

База инновационной деятельности

         Базой инновационной деятельности выступает образовательный процесс в 1-11 классах.

   Этапы и сроки реализации проекта

 Сроки реализации проекта – 3 года (2015/2016, 2016/2017, 2017/2018 учебные годы).


Календарный план инновационной деятельности

на 2016/2017 учебный год

по реализации инновационного проекта «Внедрение модели  устно-исторических исследований родного края как средство развития социально-гражданских компетенций учащихся»

(консультант П.Н.Савостенок)

 

№ п/п

 

Содержание работы Сроки Ответственный  
1 Заседание творческой группы по корректировке календарного плана инновационного проекта в 2016/2017 учебном году До 05.09.2016 Паламарчук Е.В., зам.дир. по ВР  
2 Заседание творческой группы по рассмотрению и утверждению тематики исследований участников инновационного проекта До 01.10. Паламарчук Е.В., зам.дир. по ВР Заседание творческой группы
3 Участие в методических мероприятиях (очно, заочно, дистанционно).         В течение

года 

Участники

проекта

 
4 Постоянно действующий семинар «Формы и методы работы педагогов по формированию гражданских компетенций учащихся» ноябрь 2016 Паламарчук Е.В., зам.дир. по ВР Занятие 1
5 Семинар «Выработка стратегии и тактики работы над проектом» январь 2017 Паламарчук Е.В., зам.дир. по ВР Занятие 2
6 Семинар «Совершенствование форм и методов работы классных руководителей по развитию социально-гражданских компетенций учащихся» март 2017 Паламарчук Е.В., зам.дир. по ВР Занятие 3
7 Мастер-класс по ознакомлению с методом устной истории Октябрь 2016 Малуха Л.М., учитель истории  
8 Микроисследования «Значение изучения истории родного края в формировании социально-гражданской компетенции учащихся» Ноябрь, 2016 апрель 2017 Кандрусик А.А., педагог-психолог  
9 Коучунг  со старшеклассниками «Знание истории родного края – залог будущего» До 10.10 Малуха Л.М., учитель истории Тематическая беседа
10 Работа клуба «Мы-навагародцы» В течение

года

Малуха Л.М., учитель истории  
11 Консультация для учащихся «Способы и методы сбора и обработки устной информации» 1 раз в месяц Педагоги, участники проекта  
12 Педагогическое наблюдение, беседа с учащимися. Изучение сформированости гражданских качеств и  коррекция планирования с учетом интересов и предпочтений учащихся. В течение

года

Кандрусик А.А., психолог На протяжении года
13 Проведение уроков по белорусской литературе, истории, географии «Наш край» Согласно календарно-тематическому планированию Учителя предметники  
14 Создание проектов: Ноябрь-февраль Малуха Л.М.  
Гимназия, история, традиции
В памяти навсегда Сорокопыт Е.В.
Человек в истории региона Базар З.И.

Манкевич В.И.

Традиции родного края Матиевская И.В.

Слижевская Г.К.

Природно-географические, экологические, экономические особенности родного края Гриц Е.Н.,

Новик С.В.

Моя родословная Классные руководители 7-9 классов
15 Проведение мероприятий гражданско-патриотической направленности:

Специальный репортаж «История Гродненщины»

Интернет кафе «Вперёд в прошлое»

Заочное путешествие  «Беларусь синеокая»

Актуальное интервью «Завтра – это мы!»

Кинолекторий «Наш край»

 

 

Декабрь 2016

 

Январь 2017

Февраль 2017

 

Март 2017

В течение года

Классные руководители 5-11классов  
16 Заседание творческой группы по корректировке справки о промежуточных результатах инновационной деятельности, разработке календарного плана инновационной деятельности на 2017/2018 учебный год      
17 Конкурс на лучший краеведческий маршрут «Мая Навагрудчына» Октябрь 2016 Классные руководители Групповые творческие работы
18 Конкурс «Музей у чамадане» До 01.02 Малуха Л.М., учитель истории  
19 Отчет о проделанной работе по инновационной деятельности Май Олехнович С.И. Совещание при директоре
20 Изучение уровня сформированности социально гражданских  компетенций учащихся. Сентябрь

2016 г.

Апрель

2017 г.

  Классные руководители
21 Информирование законных представителей учащихся о ходе реализации инновационного проекта Январь,

апрель

2017 г.

   
22 Взаимодействие с консультантом инновационного проекта  по вопросам: ведение документации; выявление и фиксация результатов, предоставление инновационного педагогического опыта. В течение

года

   
23 Презентация опыта работы для учреждений образования региона, области. В течение

года 

 

Участники

проекта

 
24 Публикации в республиканской педагогической прессе из опыта работы педагогов. В течение

года 

 

Участники

проекта

 
25 Разработка плана  работы по реализации инновационного проекта на 2017/2018 учебный год. Апрель 2017

 

Олехнович С.И.

 


С П И С О К

участников инновационного проекта «Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций учащихся» государственного учреждения образования №Гимназия №1 г.Новогрудка»

на 2016/2017 учебный год

 

№ п/п Ф.И.О. участника инновации Предмет Кол-во

часов

Класс , где внедряется инновация Кол-во учащихся
1. Гансерок Елена Евгеньевна Літаратурнае чытанне

Беларуская мова

Человек и мир

1

2

1

 

4-А 23
2. Малявко Ольга Михайловна Літаратурнае чытанне

Беларуская мова

Человек и мир

1

2

1

 

4-Б

 

24
3. Аникевич Анастасия Владимировна Английский язык 5 9-В 9
4. Малуха Людмила Михайловна История Беларуси 1

1

1

1

7-А

7-Б

11-А

11-Б

24

25

21

30

5. Сорокопыт Елена Викторовна История Беларуси 1

1

1

6-А

6-Б

9-А

24

24

20

6. Гриц Елена Николаевна География Беларуси 2

2

10-А

10-Б

16

15

7. Матиевская Ирина Викторовна Беларуская літаратура 2

2

9-Б

9-В

 

21

20

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

АРХИВ НОВОСТЕЙ

АНОНС

АНОНС

Сертификат соответствия

Сертификат соответствия

СЕРТИФИКАТ

СЕРТИФИКАТ

Гордость гимназии

Welcome to Gymnasium №1

Welcome to Gymnasium №1

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

«ВЫБИРАЙ.BY!»

«ВЫБИРАЙ.BY!»

ПРОГНОЗ ПОГОДЫ

Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Анкета для учащихся

Анкета для учащихся

Анкета для родителей

Анкета для родителей

Счетчик посещений

Flag Counter
Besucherzahler
счетчик посещений
темы для wordpress