ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

И Н Н О В А Ц И О Н Н Ы Й   П Р О Е К Т

 Внедрение модели  устноисторических исследований родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций учащихся

Сроки реализации: 2015-2018 гг.

Консультант: Савостенок Петр Николаевич, начальник центра дополнительного образования БГПУ им.М.Танка, кандидат философских наук, доцент

Устно-историческое исследование предоставляет широкие возможности в решении образовательных и воспитательных задач, стоящих перед современной школой. Краеведческая деятельность, в том числе и поисковая, предполагает не только познание и бережное  отношение к ценностям своего региона, но и призвана способствовать разработке и осуществлению на этой основе планов, которые направлены на прогрессивное развитие родного края.

Условиями для воспитания гражданственности и патриотизма являются:

  • осознание обучающимися сущности гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа;
  • воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь); органам государственной власти страны;
  • формирование у обучающихся морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитнику Отечества, воину; воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне;
  • пропаганда социально-экономических достижений белорусского государства;
  • формирование культуры мира, неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости;
  • развитие социально значимой деятельности обучающихся, педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического  самоуправления.

Актуальность проекта в том, что он отвечает потребностям сегодняшнего дня и через общее среднее образование содействует образованию единого воспитательного пространства. Это способствует процессу гражданско-патриотического и идейно-нравственного воспитания, формирует у обучающихся гражданские идеалы, которые служат показателем отношения личности к обществу.

Цель проекта: формирование социальных, гражданских, коммуникативных компетенций учащихся, формирование и развитие у обучающихся навыков исследовательской деятельности через познание родного края.

Задачи:

  • проанализировать имеющийся опыт работы по проблеме гражданского образования учащихся;
  • для достижения поставленной цели использовать историко – культурологический потенциал Новогрудчины с опорой на поисковые и исследовательские модели обучения;
  • выстроить модель взаимодействия педагогов, родительской общественности, социальных институтов по формированию гражданского самосознания, толерантности учащихся;
  • включить проекты устно-исторического исследования в образовательный процесс, в систему формируемых знаний и умений в предметных областях;
  • развивать исследовательские навыки обучающихся;
  • обобщить опыт работы педагогического коллектива по проекту и подготовить методические рекомендации по его распространению;
  • формировать имидж гимназии, молодежных общественных организаций и создавать условия для их инновационного развития.

Идеи, на основе которых «построена» модель:

  • приобщение учащихся к самостоятельному изучению различных источников по истории родного края, в том числе первоисточников-документов, реликвий истории семьи, народа, обращение к «устной истории»;
  • исследовательский, творческий подход к организации познавательной деятельности учащихся;
  • использование разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы, включая факультативные занятия; обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в деятельности учащихся;
  • единство учебного, внеклассного краеведения, связь с туризмом;
  • постоянные связи с краеведческими и другими общественными организациями, научными учреждениями, библиотеками, архивами, музеями;
  • участие в работе местной общественности, родственников учащихся.

В ходе реализации модели устно-исторических исследований у учащихся развиваются три уровня познавательной деятельности, которые будут способствовать формированию социально-гражданских компетенций:

  • первый уровень – получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации;
  • второй уровень – это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающих условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе устно-исторического исследования делают «открытия для себя», то есть, фактически, переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Кроме учебных пособий, источниками таких знаний могут быть научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, Интернет, где учащиеся знакомятся с непосредственными участниками событий далекого и близкого прошлого, а также наших дней;
  • третий уровень – изучение гимназистами истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес, когда учащиеся фактически выступают в роли «юных ученых – исследователей». Этой работой занимаются члены краеведческих кружков, клубов и ученических научных обществ.

Сочетание письменных источников и свидетельств современников (использование так называемой «устной истории») сегодня, в условиях демократизации всех сфер общественной жизни, открывает новые  возможности. Особенно это важно в «малых городах» (каковым является Новогрудок), где сама обстановка многолетнего проживания нескольких семейных поколений в данной местности способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Очень существенна выработка нравственной оценки событий, деятельности человека в истории в процессе диалога с разными людьми.

Функционирование модели устно-исторического исследования  позволит:

  • выявлять высокомотивированных учащихся с целью дальнейшего развития их исследовательских способностей;
  • формировать социальные и гражданские компетенции учащихся;
  • формировать познавательную мотивацию, без которой невозможно успешное обучение;
  • разнообразить работу по гражданскому, патриотическому воспитанию учащихся и их личностному развитию и успешной самореализации;
  • обеспечить непрерывное профессиональное совершенствование педагогического коллектива.

Таким образом, при внедрении в работу модели устно-исторических исследований будет использован «принцип маятника (или челнока)». Изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей своего города, района, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, области, они возвращаются к фактам истории родного, города, семьи. А также «принцип спирали», когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным историческим вопросам, событиям, фактам, шли бы из класса в класс, из года в год по восходящей, углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, применяя более сложные приемы и методы исследования.

Внедрение модели поможет учащимся глубже уяснить смысл, сущность важных юридических норм, включенных в Конституцию Республики Беларусь: статья 54 «Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности»,     статья 55 «Охрана природной среды – долг каждого».

Результаты работы будут отражены:

  • через выставки в гимназии или в местных культурных центрах;
  • через публикации в виде газетной статьи или брошюры;
  • через «образовательные подборки» для школ района;
  • через организации небольших передвижных выставок;
  • через показ слайдов с прослушиванием записей для пожилых людей, чтобы стимулировать их собственные воспоминания о прошлом местного сообщества;
  • через театральные постановки;
  • через выпуск календаря из старых фотографий;
  • через создание специального блога в Интернете;
  • через подготовку программ для местного радио, телевидения;
  • через создание документального видеофильма.

База инновационной деятельности

         Базой инновационной деятельности выступает образовательный процесс в 1-11 классах.

   Этапы и сроки реализации проекта

 Сроки реализации проекта – 3 года (2015/2016, 2016/2017, 2017/2018 учебные годы).


Календарный план инновационной деятельности

на 2017/2018 учебный год

по реализации инновационного проекта «Внедрение модели  устно-исторических исследований родного края как средство развития социально-гражданских компетенций учащихся»

(консультант П.Н.Савостенок)

№ п/п

 

Содержание работы Сроки Ответственный  
1 Собеседование с педагогами по содержанию и характеру участие в инновационном проекте. До 30.08.2017г. Олехнович С.И.,           Паламарчук Е.В.  
2 Заседание творческой группы по корректировке календарного плана инновационного проекта в 2017/2018 учебном году До 05.09.2017 Паламарчук Е.В., зам.дир. по ВР  
3 Круглый стол «Анализ продуктов инновационной деятельности учителей и учащихся и выявление позитивного опыта». Апрель 2018 Олехнович С.И.,           Паламарчук Е.В.  
4 Участие в методических мероприятиях (очно, заочно, дистанционно). В течение

года

Участники

проекта

 
5 Создание видеоархива с записями воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны «Живые голоса героев» До марта 2018 Сорокопыт Е.В.  
6 Создание электронной фонотеки устной истории март 2018 Малуха Л.М., учитель истории  
7 Семинар-практикум «Методические основы формирования у учащихся социально-гражданских компетенций До 15.10.2017 Паламарчук Е.В., зам.дир. по ВР  
8 Круглый стол «Устно-исторические исследования родного края как средство развития социально-гражданских компетенций учащихся». март 2018 Паламарчук Е.В., зам.дир. по ВР  
9 Проведение мероприятий социально-культурной направленности через устно-историческое исследование:

-тематическая неделя «Из практики устной истории»;

-презентация книги «Память»;

-урок – памяти в музее «Зеркало времени»;

-общегимназическая акция «Дом без одиночества»;

-актуальное интервью «Человек в истории Новогрудчины»

Ноябрь 2017 Паламарчук Е.В., зам.дир. по ВР  
10 Микроисследования «Значение изучения истории родного края в формировании социально-гражданской компетенции учащихся» Ноябрь, 2017 март 2018 Кандрусик А.А., педагог-психолог  
11 Проведение тематической недели «Устное народное творчество  в Новогрудском районе» Январь 2018 Педагоги, участники проекта  
12 Работа клуба «Мы-навагародцы» В течение

года

Малуха Л.М., учитель истории  
13 Консультация для учащихся «Способы и методы сбора и обработки устной информации» 1 раз в месяц Педагоги, участники проекта  
14 Педагогическое наблюдение, беседа с учащимися. Изучение сформированости гражданских качеств и  коррекция планирования с учетом интересов и предпочтений учащихся. В течение

года

Кандрусик А.А., психолог На протяжении года
15

 

Проведение уроков по белорусской литературе, истории, географии «Наш край» Согласно календарно-тематическому планированию Учителя предметники  
 

16

Создание проектов: Ноябрь-февраль  

Малуха Л.М.

 
Гимназия, история, традиции
В памяти навсегда Сорокопыт Е.В.
Человек в истории региона Базар З.И.

Манкевич В.И.

Традиции родного края Матиевская И.В.

Слижевская Г.К.

Природно-географические, экологические, экономические особенности родного края Гриц Е.Н.,

Новик С.В.

Моя родословная Классные руководители 7-9 классов
17 Творческие работы учащихся по теме «История в памяти народа» Октябрь Классные руководители 5-9 классов  
18 Заседание творческой группы по корректировке справки о результатах инновационной деятельности Февраль 2018 Олехнович С.И.,           Паламарчук Е.В.  
19 Социологический опрос родителей по выявлению степени удовлетворенности образовательным процессом. Апрель 2018г. СППС  
20 Конкурс «Музей у чамадане» До 01.02.2018 Малуха Л.М., учитель истории  
21 Отчет о проделанной работе по инновационной деятельности Май Олехнович С.И. Совещание при директоре
22 Изучение уровня сформированности социально гражданских  компетенций учащихся. Сентябрь

2017 г.

март

2018 г.

СППС  
23 Информирование законных представителей учащихся о ходе реализации инновационного проекта Январь,

май

2018 г.

Паламарчук Е.В.

Классные руководители

 
24 Взаимодействие с консультантом инновационного проекта  по вопросам: ведение документации; выявление и фиксация результатов, предоставление инновационного педагогического опыта. В течение

года

Олехнович С.И.  
25 Презентация опыта работы для учреждений образования региона, области. В течение

года

 

Участники

проекта

 
26 Публикации в республиканской педагогической прессе из опыта работы педагогов. В течение

года

 

Участники

проекта

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

АРХИВ НОВОСТЕЙ

АНОНС

АНОНС

Сертификат соответствия

Сертификат соответствия

СЕРТИФИКАТ

СЕРТИФИКАТ

Гордость гимназии

РЕТРО УРОК

Welcome to Gymnasium №1

Welcome to Gymnasium №1

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

«ВЫБИРАЙ.BY!»

«ВЫБИРАЙ.BY!»

ПРОГНОЗ ПОГОДЫ

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Анкета для учащихся

Анкета для учащихся

Анкета для родителей

Анкета для родителей

Счетчик посещений

Flag Counter
Besucherzahler
счетчик посещений
темы для wordpress